Путешествие в Нижний Мир
(из письма неизвестного корреспондента неизвестному адресату)
читать дальше… Ты пишешь также, что собираешься посетить Нижний мир. Хорошо ли ты обдумал своё намерение? Если решение твоё твердо, я должен дать тебе некоторое представление о природе и нравах обитателей места, которое ты желаешь сделать целью своего путешествия.
Для начала скажу самое важное: основой психической конструкции демона является Противостояние. Демон не может существовать вне Противостояния. Он должен отделять и разделять. Бинарная логика является осью всех абстрактных построений демона; бинарная мораль, разделение на «плохое» и «хорошее» — осью его морали; одновременная тяга к самовоспроизведению и саморазрушению — основой его физического существования.
Путешественники из Верхнего мира с лёгкостью опознаются по неумению отделять Чужое от Своего. Эта черта не просто отвратительна демонам — она грозит безумием и саморазрушением. Нельзя выдернуть позвоночник из тела позвоночного существа, не убив его. Заклинаю тебя: не пытайся изменить жизнь демонов, не пробуй изменить их самих. Ты лишь погубишь себя. Демоны с лёгкостью приносят в жертву как себя, так и других.
Путешественники, разоблачившие себя, мгновенно уничтожаются, вслед за чем часто следует любопытный феномен: уничтоженный признаётся достойнейшим членом общества или даже обожествляется. В честь некоторых из таких погибших путешественников демоны регулярно устраивают ритуалы почитания. Обожествление погибшего даёт демонам повод для ещё более тщательного и подробного разделения общества: на окончательно чужих, на чужих не вполне, на своих заблуждающихся, на своих, заблуждающихся не вполне… количество градаций неисчислимо.
Это забавное явление также объясняется инстинктом противоречия и раздора. Даже самих себя демоны делят на части, и желательные им части принимают, а с нежелательными борются, пытаясь вовсе их уничтожить. Такая практика приводит к бесчисленным душевным уродствам, о коих демоны создали целую науку, назвав её «наукой о душе».
Запомни: демон не может принять целого.
Они не могут принять целое Знание, поэтому дробят его на отдельные ветви, в свою очередь состоящие из бесчисленных течений, сторонники которых находятся в состоянии вражды между собой. Они находят различия там, где их не существует, создают группы, основываясь на одним посвящённым понятных признаках, и свою группу обязательно противопоставляют чужой.
Демоны не могут принять целую Жизнь. Вся она делится ими на этапы. Демоны разных жизненных этапов также с трудом сосуществуют. В конце своего существования демон разрушается.
Трудно даже определить, что сильнее в демонах: стремление к саморазрушению или к самовоспроизведению. Способы осуществить и то, и другое демоны выбирают разнообразнейшие.
Они воспроизводят себя в потомстве, в произведениях искусства, в трудах; строят дома, мосты и дороги, сажают деревья; наконец, они воспроизводят себя в другом демоне, стараясь стереть его систему убеждений и воззрений и заменить её собственной. Демоны не выносят даже мелких расхождений во взглядах. Кажется, оно причиняет им физическую боль. Иглой они выцарапывают свои воззрения в углах глаз инакомыслящего и приговаривают, что делают это для его же блага.
К делу саморазрушения они также подходят с выдумкой и энтузиазмом.
Существуют сообщества демонов, признающие суицид делом достойным, а нежелание самоубиться в определённых жизненных ситуациях — позором. Самоубийство не по делу, а по личному желанию в целом не одобряется. В прошлом даже бывали случаи, когда неудавшегося самоубийцу возвращали к жизни лишь затем, чтобы предать его смерти, находя удовлетворение в торжестве закона над здравым смыслом.
Демоны часто воспринимают желание другого демона распорядиться своей душой и телом по личному усмотрению как ущемление собственных прав, даже если тот, другой демон не входит в их ближнее окружение и при иных обстоятельствах они бы имени его не узнали. Это невозможно объяснить, это нужно запомнить.
Для того, чтобы лучше ориентироваться в Нижнем мире, тебе следует знать, что такое «принцип». Принцип — это воззрение, возведённое в правило и сформулированное таким образом, чтобы ни в коем случае не быть воспринятым всеми. Принципы демонам необходимы, поскольку постоянно создают поводы для вражды.
Поводы для демонов очень важны, они измышляются и прорабатываются с великой тщательностью. Ни с чем демон не враждует так сильно, как с мыслью, что стремление к вражде присуще ему от природы и составляет часть его натуры. Впрочем, иногда родятся демоны с ослабленной способностью к вражде и разрушению (но никогда не полностью её лишённые), такие считаются увечными и преследуются остальными с большой суровостью. Иные из преследователей после испытывают чувство стыда… Что такое «стыд», я объясню чуть позже, а сейчас закончу свою мысль… так вот, стыд не мешает демонам преследовать и причинять боль, напротив, иногда вынуждает делать это с ещё большим рвением. Вслед за расправой в таких случаях произносится «он сам виноват». Эта фраза является своего рода индульгенцией для преследователя.
Демоны не любят слабых и охотно прощают лишь собственную слабость.
Вернусь к стыду. Это чувство, испытываемое демоном в моменты, когда одна часть его души вступает в борьбу с другой частью. Чувство это поддерживается и культивируется большей частью демонических сообществ из страсти к причинению боли себе и другим. Демон должен испытывать стыд, но не должен осознавать, что душа его представляет собой единое целое и не может быть враждебна сама себе, что душа в свою очередь составляет целое с самим демоном и не может быть враждебна ему, и что побуждения свои можно и нужно примирять между собою и употреблять таким образом, чтобы они не вели к саморазрушению.
Демону невыносимо думать, что он сам причиняют себе страдание; он должен найти виновника вовне. Найти Чужого.
Наиболее благородные устремления демонов несут в себе семена кровавых событий, происходящих после воплощения их в жизнь. Борьба старого и нового — часть повседневной жизни Нижнего мира. Часто «новое» оказывается старым, предшествовавшим тому старому, что подлежит теперь свержению; несколько подчищенное и видоизменённое, оно торжествует, чтобы оказаться в свою очередь свергнутым некоторое время спустя. Жажда справедливости неизменно приводит одержавших победу демонов к уничтожению или, в лучшем случае, к угнетению и унижению противной стороны.
Дело в том, что, помимо прочего, демоны ещё и человеколюбивы. В утешение себе демоны создали концепцию «человека» — существа, сотворённого Демиургом в качестве полигона для экспериментов противоборствующих сторон. В основу своих планов они кладут идею этого мифического «человека» и трудятся для его блага. На практике реформаторы обнаруживают, что те, для блага кого они тратят столько сил, не соответствуют придуманному ими образцу. Иначе и быть не может, ведь окружают их не вымышленные человеки, а такие же, как сами они, демоны. Тем не менее, удивление и раздражение от этого открытия всякий раз так горячо, что реформаторам сложно удержаться и не охладить его кровью. Убедившись в негодности своих воззрений, реформаторы отнюдь не стремятся сделать новый порядок удобным для тех, кому предстоит существовать в его условиях. Это противоречит законам Нижнего мира. Нет, демон-реформатор наилучшим образом исполняет своё предназначение: он ломает природу подчинённых демонов, пытаясь вылепить из них человеков, покуда не обессилеет и не погибнет сам или не будет уничтожен единомышленниками, не устающими выискивать в своём — чужое.
Демоны всё время пытаются достичь гармонии и много об этом говорят. Ничего они не желают так, как вечной Любви. В теории всё вечное и постоянное представляется им крайне привлекательным. Однако демон не может стать счастливым надолго. Он скучает быть счастливым, как скучает быть цельным.
В результате постоянных столкновений как демона с окружающим миром, так и противоположно заряженных душевных частиц внутри самого демона, вырабатывается чудовищная энергия. Если демон её не выпустит, то попросту лопнет. Чем несчастнее демон, чем больше препон к достижению того, что он понимает как добро и счастье, тем мощнее накопленный заряд. Порой заряд так распирает демона, что он лишается даже и доступной ему бинарной логики и способности к размышлению, и, ничем уже не стесняемый, полностью отдаётся природному инстинкту мученичества и мучительства.
Разрядив взаимное озлобление, демоны на некоторое время успокаиваются и с недоумением спрашивают себя и других, что на них нашло. Правильней было бы спросить, не что на них нашло, а что из них вышло.
Война есть подлинное предназначение демона. Некоторые думают, что уничтожение, но это не совсем так. Демоны — неутомимые творцы, однако никогда не творится им лучше, чем на обломках. Зрелище руин, подлинных или метафорических, высвобождает дремлющую энергию; если демон не может разрушить жизнь или творение другого демона, он разрушает что-нибудь в себе. Творец, ничего не разрушающий и ведущий мирную жизнь, вызывает у окружающих раздражение. Они выискивают в нём неустроенность и пороки, только бы не признать, что не обязательно разрушать, чтобы после построить.
Искусство разумного разрушения чрезвычайно популярно среди демонов. К нему относится и «борьба с дурными привычками», и «искупление грехов». Начиная «новую жизнь», демон прямо-таки сияет и порой достигает невиданных высот. Ещё бы — он только что получил энергию в результате процессе разделения жизни на части.
Достижения демонов, особенно произведения их искусства, бывают не всегда понятны жителям Верхнего мира. Универсальная красота на взгляд демона скучна и несовершенна. Изображения красивых животных, цветов, пейзажей, как правило, считаются безвкусицей, если не оттеняются каким-нибудь уродством. В последнее время мода на уродство достигла апогея. «Серьёзное искусство» не должно доставлять удовольствие потребителю. Картины должны быть уродливы или (а лучше — «и») бессмысленны, книги описывать наиболее отвратительные стороны материальной и душевной жизни демонов, музыка должна резать слух, а фильмы быть максимально скучными либо вызывать у зрителя желание ослепить себя, чтобы больше этого не видеть.
Но даже и тут демоны не могут быть последовательны. Ярые сторонники «серьёзного искусства» исподтишка любуются просто красотой, а сторонники безыскусной красоты и увлекательности при случае с готовностью лицезрят уродство, издавая крики отвращения, но не отходя от отвратительного предмета.
Есть мнение, что демоны дурны и безнравственны. Это мнение самих демонов. В действительности они бывают добры, справедливы и милосердны. Беда их заключается в том, что для добра им нужно иметь зло, справедливость порождается несправедливостью, а милосердие проявляется к поверженному врагу. Если нет вокруг них зла и несправедливости, они его непременно найдут.
Демону нельзя верить в его словах. Он не обязательно лжёт, но меняется так быстро, что его слова не успевают за ним.
Демоны губят мир вокруг себя не по злобе. Просто таковы уж они. Случается, демоны удерживают других от уничтожения объектов и существ, которые хороши сами по себе — животные, растения, предметы искусства — но предпочитают это делать таким образом, чтобы не перетянуть разрушителя на свою сторону, а хорошенько его разозлить и заставить перейти от разрушения по незнанию к разрушению по желанию.
В целом, Нижний мир может быть приятен для путешественника. Демоны — изобретательный народ. В большей части их развлечений ты не сможешь принять участие из-за различий в вашей природе, но можешь насладиться созерцанием. Демоны зачастую — создания весьма приветливые и расположены творить добро, как они его понимают. Не пытаясь постичь подлинные причины их поступков, разобраться в их тайных желаниях и скрытых помыслах, а также направлять их на истинный путь (истинен он только для тебя), ты весьма плодотворно проведёшь время в их мире.
Однако не теряй бдительность. Демонов очень много. Даже если каждый из них проявит свои худшие качества лишь на протяжении одной секунды за целую жизнь, в итоге получится шесть с лишком миллиардов секунд проявления худших демонических качеств. А демоны, как правило, одной секундой себя не ограничивают.
Ты спросишь, откуда я всё это знаю? Ответ очевиден. Он следует хотя бы из того, что я делю Единый мир на Верхний и Нижний. Я — такой же демон, как и они.